пятница, 16 сентября 2011 г.

Дисграфия. Как помочь своему ребёнку?

В сентябре, по результатам логопедического обследования из 9 человек первоклассников нашей небольшой сельской школы 6 учащихся с нарушением устной речи и звукопроизношения были зачислены на школьный логопункт.
При обследовании устной речи первоклассников я сталкиваюсь с тем, что многие дети вроде бы и подготовлены к школе, но не могут элеме
нтарно рассказать известные сказки, с трудом пересказывают услышанный текст, не знают названия элементарных предметов.
В мае будет проводиться обследование письменной речи всех первоклассников для выявления у них дисграфии. С учащимися 2-3 классов проводится работа по коррекции письма и развитию связной речи. Что такое дисграфия?
Дисграфия - нарушение процесса письма, проявляющееся в виде специфических ошибок, которое не связано с применением правил орфографии. Какие это ошибки?
1.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
1.пропуски букв и слогов - "трва"(трава), "крадил" (крокодил), "пинес" (принёс);
2.перестановки букв и слогов - "онко" (окно), "звял"(взял), "переписал" (переписал);
3.не дописывание букв и слогов: "красны"(красный), "лопат"(лопата), "набухл"(набухли);
4.наращивание слов лишними буквами и слогами - "тарава"(трава), "катораые"(которые);
5.искажение слова - "наотух"(на охоту), "хабаб"(храбрый), "чуки"(щёки);
6.слитное написание слов и их произвольное деление - "на ступила"(наступила), "висит настене"(висит на стене);
7.неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - "Мой отец шофёр.Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.
8.замена одной буквы на другую - "зуки"(жуки), "напка"(банка), "тельпан"(тюльпан).
9.нарушение смягчения согласных -"васелки"(васильки), "смали"(смяли), "кон" (конь).
2.Ошибки , обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
1.аграмматизм - "Саша и Лена собираит цветы. дети сидели на большими стулья.
2.слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - "вкармане", "при летели" и т.д.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы, часто часто являются причиной стойкой неуспеваемости по ряду школьных предметов (русский язык, литературное чтение, математика и др.).
Из изложенного можно сделать вывод, что нарушение устной речи влечёт за собой нарушение письменной речи, то есть дисграфию, поэтому легче предупредить ошибки, чем исправлять.Как же помочь своему ребёнку?
Родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи детей.
1.Находясь рядом с ребёнком, разговаривайте с ним постоянно, обращайте его внимание на окружающие предметы, называйте их, рассказывайте об их значении, происхождении.
2. Задавайте вопросы, как прошёл сегодня день в школе, что нового, интересного он узнал на уроках, с кем дружит и т.д.
3.Чаще читайте с детьми книги. Очень важно научить ребёнка спрашивать о непонятных словах, выражениях. Если ребёнок спрашивает, что означает то или иное слово или выражение - это значит, что пытается понять прочитанное, думает.
4.Обязательно беседуйте по содержанию прочитанного, задавайте вопросы: "Какой?", "Какая?".
5.Добивайтесь от ребёнка полного, грамматически правильного, связного высказывания.
6.Используйте в речи поговорки, пословицы, объясняйте ребёнку их скрытый смысл.
Ребёнок с богатым словарным запасом и развитой связной речью в дальнейшем будет без труда писать изложения и сочинения. При просмотре телепередач и проведении игр за компьютером устная речь у ребёнка не развивается.
Хорошую речь хорошо и слушать.
пословица

Комментариев нет:

Отправить комментарий